АНАЛИТИКА 4.04.2007
Минфин ожидает снижения зависимости бюджета от нефтегазовых доходов
Quote.ru
Правительство РФ накануне одобрило первый трехлетний бюджет в истории страны. Предполагается, что главный финансовый документ РФ на 2008-2010 гг. уже 30 апреля поступит в Госдуму. Такая оперативная работа Минфина вызвала у чиновников восторг. Похоже, они сами не предполагали, что подготовку бюджета удастся завершить в столь сжатые сроки. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков, открывая заседание кабинета министров, сообщил, что в правительстве нет принципиальных разногласий по основным параметрам федерального бюджета на 2008г. и на период до 2010г. Ведомствам остается согласовать объем доходов и некоторые статьи расходов.
Эксперты подсчитали, что к 2010г. бюджет перестанет быть профицитным. В ближайшие три года его доходы практически сравняются с расходами. Это создает некоторые опасения, что у бюджета не будет такого запаса прочности, как сейчас. Согласно данным, которые представил глава Минфина Алексей Кудрин, расходы бюджета вырастут с прогнозируемых на 2007 г. 15,5% от ВВП в среднем до 18,5% от ВВП в 2008–2010гг. Однако резкий рост расходов в относительном выражении не должен привести к дестабилизации в финансовой сфере, так как во многом рост расходов связан с замедлением темпов роста номинального ВВП из-за снижения цен на нефть, считает директор аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. По его расчетам, в абсолютном выражении рост бюджетных расходов существенно замедляется: 19,0% в 2008г., 13,2% - в 2009г., 8,7% - в 2010г. Основная часть дополнительных расходов пойдет по трем направлениям: военные расходы, государственные инвестиционные программы и социальные расходы.
Аналитик ФК "УРАЛСИБ" Владимир Тихомиров ожидает, что в социальные расходы будут, в частности, включены платежи, компенсирующие населению с низким уровнем доходов и бедным регионам потери, понесенные в результате либерализации энергетических и транспортных тарифов. По оценкам эксперта, в 2005–2007гг. госрасходы на оборону и обеспечение правопорядка росли в долларовом выражении в среднем на 30% в год, федеральные расходы на национальную экономику - на 44%, а на социальную сферу - на 34%. В будущем возможно существенное увеличение социальных расходов - это частично может быть обусловлено необходимостью компенсировать негативный эффект от запланированного существенного повышения регулируемых государством энергетических тарифов, а также муниципальных тарифов на транспортные услуги для населения.
Что касается доходной части бюджета, то у Минфина и МЭРТ РФ есть месяц, чтобы согласовать свои оценки. Глава МЭРТ Герман Греф высказал несогласие с прогнозом доходов, посчитав, что они занижены в 2008 г. на 145,3 млрд руб. (согласно расчетам Минфина, доходы на этот период составят 6,673 трлн руб.), в 2009г. - на 223 млрд руб. (7,421 трлн руб.), в 2010 г. - на 327 млрд руб. (8,035 трлн руб.).
Кроме того, по расчетам Минфина, нефтегазовые доходы бюджета РФ снизятся с 8,2% ВВП в 2007г. до 5,3% ВВП в 2010г. Некоторые экономисты уже высказали опасения, что заложенный в проект трехлетнего бюджета прогноз цен на нефть слишком оптимистичен. Прогнозные цены на нефть Urals установлены на следующих уровнях: 2008г. – 53 долл./бар., в 2009г. - 52 долл./бар., в 2010г. - 50 долл./бар. Если в 2010г. цены на нефть опустятся ниже 50 долл./бар., бюджет из профицитного может превратиться в дефицитный. В этом году цена нефти Urals, по оценкам Минфина, составит 55 долл./бар. против 61 долл./бар., изначально заложенных в бюджет на 2007г. В своих прогнозах Минфин исходит из долгосрочной цены нефти на уровне 40-50 долл./бар., что соответствует уровню 2006г. По словам экспертов, с учетом резко выросшей в последние годы волатильности цены сырья точность этих прогнозов значительно снижается.
Аналитики Deutsche UFG помимо того, что считают высокими заложенные в бюджетный план прогнозы цен на нефть, по-прежнему обеспокоены размером нефтегазового трансферта: он значительно превышает первоначальные прогнозы Минфина, которые при всех сценариях не превышали 4,0% ВВП. Вместе с тем переход к долгосрочному бюджетному планированию, несомненно, является положительным моментом, отметили специалисты.
Между тем Стабилизационный фонд продолжит расти. Планируется, что он будет разделен на Резервный фонд (его размер будет зафиксирован на уровне 10% ВВП) и Фонд будущих поколений. Резервный фонд должен быть создан к 1 февраля 2008г. По оценкам Минфина, к концу 2008г. в фонде будет аккумулировано 3,5 трлн руб., а к концу 2010г. его объем достигнет 4,447 трлн руб.
Елена Замирская
|